`
|
|
|
|
|
Николай Александрович Бердяев
родился
6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по отцовской линии принадлежали к
высшей военной аристократии. Мать - из рода князей Кудашевых (по отцу) и
графов Шуазель-Гуффье (по матери). В 1894 г. он поступил в киевский кадетский
корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него
совершенно чуждой, и Бердяев поступает на естественный факультет киевского
Университета Святого Владимира.
Студенческая среда весьма существенно повлияля
на характер и жизненные ориентиры Бердяева. Несовершенство мира теперь
порождает в нем желание изменить мир, искоренить зло и несправедливость.
Ответа на вопрос, как этого достичь, Бердяев ищет в теории научного
социализма, которую начинает изучать с 1894 г., в одном из киевских
социал-демократических кружков. Одновременно он продолжает свои занятия
философией, посещая лекции и семинары профессора Г.И.Челпанова.
Участие в студенческом движении заканчивается
для Бердяева арестом в 1898 г., месячным тюремным заключением, судом и
ссылкой в Вологду (1901 - 1902 гг.), где в то время уже находились
А.А.Богданов и А.В.Луночарский, Б.В.Савинков, Б.А.Кистяковский (автор
известной статьи в сборнике "Вехи"), А.М.Ремизов и П.Е.Щеглов. К
этому времени Бердяев уже был известен как "критический марксист",
автор статьи "А.Ф.Ланге и критическая философия в их отношении к
социализму", которую К.Каутский опубликовал в органе германской
социал-демократической партии "Новое Время" (№№ 32-34 за 1899-1900
гг.). Вскоре этот философский дебют Бердяева был дополнен появлениям его
первой книги - "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии.
Критический этюд о Н.К.Михайловском" (Спб., 1901).
Уже в ссылке Бердяев начинает осозновать
невозможность соединения в целостном мировоззрении материалистического
понимания истории и философского идеализма, а к 1903 г. окончательно
укрепляется на пути, по которому уже пошли бывшие "легальные"
марксисты П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк. Это в конечном счете привело
его в 1904 г. в журнал "Новый путь" - трибуну религиозно-философских
собраний, организованных в Петербурге Д.С.Мережковским. Но идеализм для
Бердяева оказался лишь переходной философской формой. Конечным же пунктом
становится еще неясный образ религиозно-христианской философии, призванной
выразить целостым и универсальным образом человеческий опыт.
В 1905-1906 гг. совместно с С.Н.Булгаковым Бердяев
редактирует журнал "Вопросы жизни", стремясь сделать его центром
единения новаторских течений в социально-политической, религиозно-философской
и художественной сфере. Поездка зимой 1907-1908 гг. в Париж и интенсивное
общение с Мережковским и его кругом стимулирует обращение Бердяева к
Православию. По возвращению в Россию он поселяется в Москве, сближается с
кругом философов, объединенных вокруг книгоиздательства "Путь"
(Г.А.Рачинский, Е.Н.Трубецкой, В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и
принимает деятельное участие в организации религиозно-философского общества
памяти Вл.Соловьева. Итогом творческих поисков этого периода становится
опубликованная в 1911 г. "Философия свободы".
В "Философии свободы" Бердяев выступает
как продолжатель главных традиций русской философии XIX века. Устремленность
Бердяева к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный
конфессионализм, находится в русле универсализма Вл.Соловьева и его учения о
"Богочеловечестве".
Зимой 1912-1913 гг. Бердяев вместе с женой
Л.Ю.Трушевой едет в Италию и привозит оттуда замысел и первые страницы новой
книги, законченной к февралю 1914 г. Это был опубликованный в 1916 г.
"Смысл творчества", в котором, отмечал Бердяев, его "
религиозная философия" впервые была вполне осознана и выражена (см.:
"Самопознание. Опыт философской автобиографии", Париж, 1949,
с.174).
Февраль 1917 г. Бердяев приветствовал. Падение
"священного русского царства" как лже-теократии и "мужицкого
царства" воспринималось им в русле творческих задач эпохи. Однако с
течением времени Бердяев становится пессимистичней. За 10 дней до падения
Временного правительства он пишет: "Традиционная история русской
интеллигенции кончена... она побывала у власти, и на земле воцарился ад.
Поистине русская революция имеет какую-то большую миссию, но миссию не
творческую, отрицательную - она должна изобличить ложь и пустоту
какой-то идеи, которой была одержима русская интеллигенция и которой она
отравила русский народ" (см.: Русская свобода. 1917. №№ 24-25. С.5).
В 1918 г. Бердяев создает Вольную Академию Духовной
Культуры, при которой начинают работу несколько семинаров. Он читает курс
лекций по философии истории, участвует в семинаре по Достоевскому, а также
пишет книгу "Философия неравенства" (опубликована в Берлине в 1923
г.). В 1920 г. историко-филологический факультет Московского университета
избирает его профессором. А в 1921 г. он подвергается аресту в связи с делом
так называемого "тактического центра". Летом 1922 г. последовал еще
один арест, осенью - высылка за пределы страны (см. Виталий Шенталинский, "Философский
пароход").
С 1922 по 1924 г. Бердяев живет в Берлине. Уже в эту
эпоху он приобретает репутацию ведущего философа послевоенной Европы. У него
завязываются знакомства с О.Шпенглером, М.Шелером, Г.фон Кайзерлингом.
Начало второй мировой войны и война фашистской
Германии с СССР обострила патриотические чувства Бердяева... Первой
послевоенной книгой стала "Русская идея" (Париж, 1946), посвященная
осмыслению истории русской философии.
Умер Бердяев 23 марта 1948 года за рабочим столом в
своем доме в пригороде Парижа, Кламаре.
А.В.Поляков
(с незнач. сокращениями)
|